Архитектура

Территория монастыря, обнесенная могучей каменной оградой, представляет собой трапецию, вытянутую с запада на восток и слегка расширяющуюся к востоку. В центре западного звена ограды возвышается башня Св. врат (1-й ярус) с храмом свт. Николая (2-й и 3-й ярусы) и колокольней (4-й ярус); ее нижние ярусы – квадратные в плане (1693-1708), верхний – 8-гранный с шатровой кровлей (1853).

От ворот по оси двора проходит аллея к храму Св. Троицы (1674-1675), расположенному в центре восточной половины обители; этот храм – классический образец крестообразного в плане 9-частного 5-главого собора в стиле украинского барокко, но особой чертой здешнего интерьера является 2-ярусная 3-частная система лоджий в толще стен западной ветви здания. Из-за утраты старинного внутреннего убранства, настенные росписи и иконостас исполнены заново, по стилю они подражают манере академизма, но очертания иконостаса и обрамление его икон имеют черты барокко. Слева от главного входа в храм устроен спуск в крипту, где в наше время положены мемориальные плиты в честь погребенного здесь прилуцкого полковника Лазаря Горленко (†1687) и его родни – предков свт. Иоасафа Белгородского.

Южнее храма Св. Троицы расположен храм Воскресения Христова с трапезной палатой (изначально – Успенский 1695 г., новое посвящение дано при обновлении в 1845 г.), в крипте под ним находится усыпальница князей Репниных (начиная с генерал-губернатора Малороссии Николая Репнина, †1845) и сына украинского историка Николая Макаренко Ореста (1910-1927).

Юго-восточнее храма Св. Троицы и северо-восточнее Воскресенской церкви сооружен храм свв. апп. Петра и Павла, включенный в кольцо ограды (1693-1708); в чем-то подобный храму Св. Троицы, но меньший в размерах, он также имеет крестообразный план и 5 глав, однако является 7-частным – за счет наличия второстепенных камер лишь в западной паре входящих углов, и несколько необычным – за счет большого диаметра этих камер; южнее храма в ограде обители устроены восточные ворота.

В центре северного звена ограды – дом настоятеля (XVII-XVIII вв.) с северными воротами (1-й ярус), кельями (2-й ярус) и храмом св. вмц. Варвары (3-й ярус); вариант сочетания в этой постройке оборонительной, жилой и храмовой архитектуры не имеет аналогов в зодчестве украинского барокко.